пятница, 8 марта 2013 г.

Вечный русский дозор. Василий Ситников о Лебедяни.

Давно я хотела рассказать о художнике-земляке Василии Яковлевиче Ситникове, крестьянском сыне, много пережившем, но оставившим свое детское отношение к жизни, любившем все русское. С необычным характером, отсидевшим по 58 статье в лагере (нет объяснения - за что), завсегатая психбольниц за свой нонкомформизм-ли или боготворчество. Хорошо распродаваемом на Запад картинами с женским телом и почти сувенирными видами куполов соборов и Кремля.
Все это легенды. Но после длительных поисков я нашла материал, где он сам расказывает о себе, о местах, где прошло его детство, о родителях. Постольку, что его творчество изложено в виде рукописных листов, я "привела" эти записи в печатный вид. Пршу также извенения за то, что сохранила авторский вид слова "Русские" (с большой буквы) - посчитала это важным.
В этом повествовании я убрала некоторый авторский стиль, прошу простить. Фото-скан текста для примера я размещу.

История города Лебедянь.

До исторической битвы Русских с крымскими татарами на Куликовом поле при реке Непрядва в этом месте была нейтральная полоса между Русским государством и владениями крымского хана Мамая, которую Русские называли Дикая степь. В Дикой степи кочевали со своими стадами лошадей, коров и овец татары, ... (?жили) они в шатрах. Русские были зкмледельцы и, естественно, оседлы. Как те, так и другие, разрозненно боялись близко подходить к друг другу. Растояние определялось просто. Чтобы одни не могли догнать на лошадях в многодневной погоне других. Поэтому нейтральная полоса между государствами была широкой, безлюдна и изобиловала всевозможной дичью.
Василий Ситников. Столб в поле.
1985, холст, масло
Дмитрий Донской и пятьдесят тысяч воинов сумели разбить войско хана Мамая в тристо тысяч. Татары пришли со своими шатрами, стадами и семьями, потому что были уверены награбить и побольше увезти в телеге русского добра. После разгрома в битве началась погоня русских за татарами. Их догоняли и захватывали в плен. В те времена это означало в вечное рабство. Захвачено было много и женщин и детей. Догоняли татар несколько дней. И вот русские выбрали один самый высокий берег реки Дон для того, чтобы установить деревянную вышку дозора и с нее постоянно смотреть не появятся ли вновь войска татар. Рядом с вышкой был заготовлен большой костер на случай появления татарского войска на горизонте.
Костер зажигал и
на северном горизонте другой такой же пост, увидев на южном горизонте дым. Так в те времена в пределах видимости располагали посты с заготовленными кострами на случай серьезной тревоги по всем напрвлениям от столицы (до тех мест), откуда возможны нападения войск соседей.


Пост на высоком берегу Дона был последнем на юге Русской земли и правители Руси старарлись его усилить. Место было настолько дикое, что водились стада лебедей. Так и прозвали этот пост "Лебедянь". Позднее пограничники построили себе землянки, а потом и избы. К ним пришел и поселился священник, потом семьи пограничников и их знакомые и другие родственники со своими семьями. Земля в этой местности как черное мыло, толщиною в метр, мягчайший климат и всюду родники ключевой воды, дубовые и березовые рощи. Урожаи очень хорошие и это привлекало людей.
Спустя век или два рядом поселились кузнецы. Они ковали и чинили оружие. Теперь это большое село (слобода).

Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий