среда, 24 декабря 2014 г.

"Я остаюсь, чтобы жить", с любовью к России, фамилия - служивый.

 "Историческая литература, как правило, редко содержит имена простых людей, не отмеченных знатностью своего происхождения и не выдающихся с точки зрения современных историков. Списки их имен и фамилий спрятаны в труднодоступных для читателя архивохранилищах. По этой причине возникает желание связать исторические данные о массовом заселении земель по Белгородской черте с реальными фамилиями людей, которые своим трудом и ратным подвигом ковали славу великой России."

В России много разных славных фамилий: Пушкины, Толстые, Кутузовы, Романовы, Смироновы, Антоновы, Верещагины и много-много других, не менее славных и добрых. И всё это - рОды, роды и роды. Некоторые фамилии исчезали (прекращали свое существование, завершали свой жизенный путь на Земле (и некому "лапу пожать" и вспомнить о них добрым словом).

Одна из моих родных фамилий (мамин отец, мой дед, Петр) - Пупынина. Нет, я не могу сказать: "урожденная Пупынина", постольку, что мамин брак был ничтожным, по-другому, незаконным, не венчанным  и не регистрировался в доме приюта всем обездоленным - ЗАГСе, иначе, носила бы фамилию Мироненко.

Но вернемся к Пупыниным. В криминальных вековых летописях замечены не были. В основном, служили России. Род древний, есть упоминания еще в 1600 году в Новгороде: "Жданко Иванов сын Пупынин, подьячий (подьячий, поддьячий — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного населения.) в Шелонской пятине. 1600" (по-нашему: Ждан Иванович Пупынин). 

Еще ранее, это фамилия упоминается (между прочим, там упоминается и фамилия Погонин) в связи с населенным местом Епифань
(Епифань была основана как деревянная крепость в 1566 или 1567 году, по другим данным в 1578 году, князем Иваном Мстиславским, племянником Ивана Грозного.): "Лета 7100 (1591 год в современном летоисчислении) октября в 30 день по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу воевода князь Петр Иванович Буйносов, да думной дворянин Роман Михайлович Пивов, да дьяк Яков Витофтов (Cм. о нем у Н. П. Лихачева «Разрядные дьяки XVI века», указатель), давали государево денежное жалованье епифанцом, выбрав лутчих и выпрося окладчиков, сту человеком (Cм. I, №№ 1-100) по 5 руб. человеку, а затем всем епифанцом дано государева жалованья по 4 руб. человеку. А даваны деньги все с поруками, что им государева служба служити, на срок на службу приезжати и до роспуску с службы не съезжати. А хто по ком в государеве службе и в деньгах порука, – и то писано подо всяким имянно. А в окладе были епифанцы–ж: 1) Максим Федоров сын Уваров (Cм. ниже под № 9), 2) Мосей Епифанов сын Кузмин (Cрв. под № 67), 3) Бориско Шатилов сын Вологдин (Cм. ниже под № 4), 4) Тугарин Яковлев сын Головкин (Cм. под № 35), 5) Миша Яковлев сын Кобузев (Cм. под № 34 ?), 6) Богдан Иванов сын Ишутин (Cм. под № 16), 7) Митроха Иванов сын Кошкаров (Cм. под № 51), 8) Ондрей Власов сын Епихин (Cм. под № 2), 9) Петруша Назарьев сын Максимов (Cм. под № 6), 10) Кирей Ларивонов сын Смыков (Cм. под № 101), 11) Лева Григорьев сын Кошира (Cм. под № 27), 12) Иван Мосеев сын Кузнецов (Cм. под № 50), [102] 13) Истома Федоров сын Тульской (Cрав. под № 3), 14) Тома Данилов сын Седово ... 
...
По 4 руб.
а) По 40 чети. (по-нашему: 4,40 рубля),(запись под номером ) :

130. – Ермак Ларин (В десятне 93 г. под № 93 есть Ларя Тим. Пупыпин) сын Пупынин (Ермак Ларич Пупынин), порука по нем в службе и в деньгах Семен Медведев, Петр Назаров, Ондрей Власьев, Тома Данилов."

В эпоху переселения народов расширения государства российского ("...событием 370-летней давности была экспедиционная поездка московского дворянина Федора Вахромеевича Сухотина и подьячего Евсевия Юрьева по будущим землям Белгородской черты, впоследствии – Белгородской и Воронежской губерний. Эта поездка, в ходе которой было сделано описание земель, составление планов строительства городов и оборонительного вала, – произошло в сентябре-ноябре 1636 года (подробнее см. фундаментальный труд В. П. Загоровского). Как бы ни толковали историки результаты этого сложного мероприятия, но в течение 10 лет после него произошло массовое переселение русского населения центральных областей России на южную границу.") один из этого рода, стрелец  из Гремячева, Пупынин Степан, десятник был призван на службу на южные рубежи.

Задуманное переселение осуществлялось по следующей схеме. Воеводам городов, откуда собирались брать переселенцев, Разрядный приказ выслал указы об организации смотра служилых людей. Цель смотра заключалась в выборе самых достойных, «лутчих» детей боярских, стрельцов и казаков. Внимание обращалось на происхождение и крепкое семейное положение кандидатов, что предполагало быть женатым, «семьянистым», возглавлять род, состоящий из многочисленной родни - братьев, сыновей, зятьев со своими семьями, а также иметь стабильное материальное положение, быть «прожиточными». И, конечно же, кандидаты должны были обладать определенными трудовыми и профессиональными навыками, умениями (такими как, пахать землю, строить жилище), иметь определенный военный опыт (например, знание пушкарского дела).

Население Верхососенского уезда в 1650-х годах

"Несмотря на трудности по переселению в новый город, через два года наметился рост числа жителей Верхососенского уезда.

В 1650 году было подготовлено и отправлено ратным людям денежное жалование на 490 человек. Таким образом, после бегства первых поселенцев и усилий московского правительства по их возвращению, население города увеличилось.

В Верхососенском: детей боярских - 153 человека, казаков - 150 человек,

стрельцов - 156 человек, пушкарей, затинщиков - 31 человек. Всего в Верхососенском служилых людей, конных и пеших - 490 человек.

К 1653 году основную массу беглецов-веденцев вернули и расселили по Верхососенскому уезду. Вот как расположились поселения служилых людей в первые годы после основания города (в порядке удаленности от центра города):

1. В пределах города-крепости жили стрельцы, которые относились к приходу соборной церкви во имя Живоначальной Троицы.

2. Посад города состоял из Пушкарской, Стрелецкой и Казацкой слобод. Пушкарская и Стрелецкая составляли приход церкви во имя Ильи Пророка, а Казацкой слобода входила в приход церкви во имя Архангела Михаила.

3. Сразу же за пределами посада расположилась ещё одна казачья слобода, составлявшая приход будущей церкви во имя Рождества Христова.

4. Верхососенский уезд состоял лишь из одной слободы в Сторожевой поляне, где жили дети боярские из городов Ефремова и Новосиля, входившие в приход церкви во имя Покрова Пресвятые Богородицы.

Более подробную информацию о церквях и принадлежащих им приходы можно найти в документе с предполагаемой датой за 1653 год.

В городе Верхососенске в 1653 году действующей была Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, в её приделе находился престол чудотворца Николы. В церкви «строение государево» служил поп Фома. Дьякона, дьячка, пономаря и просвирницы еще не было. Приход церкви составляли верхососенские стрельцы:

Абакумов Сысой, Алабердин Семен, Алексеев Кирьян, Андреев Алфер, Афанасьев Федор,  Байдин Семен, Боков Тимофей, Быков Григорий, Васильев Семен, Вернихин Костентин, Володимеров Федот, Воронов Федор, Голованов Филипп, Голощапов Палуня, Григорьев Константин, Демешев Фока, Десятой Влас, Еремин Петр, Ернов Наум, Жижин Федор, Зезюкин Кондратий, Зезюкин Федор, Злобин Иван, Иванов Степан, Каменев Андрей, Каменев Леонтий, Каменев Микита, Карцов Кузма, Калачников Петр, Каледин Василий, Кондратьев Локтион, Кондратьев Перфилей, Косых Семен, Красков Мартин, Кулигин Григорий,  Курдюков Данила, Курцов Понкратий, Лягушкин Григорий, Масленик Демид, Мякшин Никон, Невесткин Федор, Новиков Арист, Овчинников Федот, Пачесов Андрей, Пересыпкин Нестер,  Печенкин Василий, Пупынин Степан, Пустоплеткин Микита, Свиридов Емельян, Седельников Ермол, Сериков Семен, Степанов Агей, Татаринов Иван, Тетерин Федор, Тюваев Меркул, Филиппов Сафон, Фомин Иван, Холин Филипп, Хорламов Ерема, Чертоклинов Иван - пятидесятник, Шахов Иван, Шестаков Тимофей, Шикин Федот, Шумовской Иван, Шумовской Федот, Юдин Степан

Всего в приход Соборной церкви входило 67 стрелецких дворов."

По этим сведениям Степан Пупынин был призван из Гремячего, по крайней мере, он так указывается в таблицах призыва. Возможно так и было. Но постольку, что самая распространенная фамилия в эпоху (:)) моего детства в нашем городе (Лебедянь) была Пупынины, я думаю, что, скорее всего, он был призван из этого города (да и по срокам освоения земель совпадает: лебедянская засечная черта от Москвы располагалась севернее и ее освоение происходило в самом начале XVII столетия, первое упоминание 1603 год). И, судя по некоторым упоминаниям, возвратившихся из Верхососенска в родные края, есть отсылка к моему любимому городу.

Нас было так много, что мы считали себя однофомильцами! Со мной в классе училась Надежда Пупынина (тезка моей мамы), на класс ранее: Елена, Сергей. Ещё одна Елена и Лидия жили со мной по соседству. К слову сказать, почти все соседи в Кузнецкой слободе города были родственниками (видимо, потому я себя и чувствовала там как в раю). По крайней мере, я знала об этом от моей "древней" (1912 г.р.) тетушки Клавдии. Наш порядок Кузецов (дом моих предков под номером 106) включал в себя ближайшую родню и, среди них, нам ближе всех были Коленкины. В моей школе, теперь (и ранее до революции) гимназиий номер 1, преподавал географию (и вел кружок знания родного края) Георгий Петрович Пупынин (ГПП, как мы его "за глаза" звали), проживал в "мою эпоху" на улице Свердлова., рядом со школой.

Наше "уличное" прозвище было Малашины по имени моей пра-пра-бабки Маланьи, которая была "живее всех живых": в 1900 году она с некоторыми другими поломниками отправилась в Иерусалим. Эта поездка, думаю, существенно отличалась от нынешних путешествий. (Письмо паломницы Меланьи Петровны Пупыниной из Иерусалима в Кузнецкую слободу г. Лебедяни Тамбовской губ. 3 марта 1900 г.) Ни самолетов-электропоездов-теплоходов, только сани-кони-паруса-люди-ноги, как-то так.

Но об этом в следующий раз, да и в современной России есть кого вспомнить по фамилии Пупынин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий